Осознанные сновидения

Осознанные сновидения

Что такое осознанные сновидения?
Люцидными или осознанными сновидениями называются такие сны, в которых человек понимает, что он
спит. Это явление известно многим, но в обыденности никто и никогда не уделял ему особого внимания.
Спонтанный и незначительный по своему времени опыт таких снов фактически не интересен.
Но в различных традициях мира существовала (а в некоторых существует и по сей день) совершенно иная
культура таких сновидений и сновидений вообще. Такими традициями являются некоторые направления буддизма,
традиции северо-американских индейцев, которые представил миру Карлос Кастанеда, культура Синоев.
В этих культурах к сновидениям существует особое отношение. Они воспринимаются как равноправная
часть жизни человека, наряду с его бодрствующим состоянием. Люди учатся управлять своими снами, формировать
их по своему усмотрению, быть сознательными на новом уровне — уровне своих снов. Подобный подход формирует
совершенно иное восприятие реальности в целом.
Человек относится к миру и соотносится с ним уже совершенно иначе, он как бы раскрывает для себя
совершенно иную сторону яви — обратную сторону медали бытия.
Западная культура, построенная на парадигме научного познания мира рано или поздно должна была
столкнуться с этим явлением. Оценить его значимость. Активными исследованиями осознанных сновидений
сегодня занимаются много лабораторий, наиболее известной из которых является Институт люцидных сновидений
Стивена Лабержа.
Для современной науки сегодня стоит масса вопросов в отношении осознанных сновидений: каким
образом можно обучить людей этому, не опасно ли это для здоровья человека, каким образом рефлексия в
сновидении трансформирует личность, миры воспринимаемые во сне — внутреннее или внешнее и много другое.
Почему именно сновидение?
Сновидение — это непревзойденный трамплин в неизвестное, сновидение — это то, без чего невозможно
ощутить глубину нашего существования, оно придает осмысленность и направленность всем дневным практикам,
выводя нас из пут «обыденного мира», из пут реальности, которая всецело поглотила всю нашу суть, оставив лишь
крошечный островок рациональности, на котором способна поместиться лишь одна нога, в то время как
существование второй тщательно скрывается от ее владельцев.
Сновидение — это так же естественно для человека, как хождение на двух ногах, но кто нам расскажет, что
это возможно. Нас не учат с рождения быть единым со своей «ночной половиной», напротив, нас обучают
отталкивать ее как можно дальше, наши родители ничего не знают о существовании иной реальности, точнее они
так же забыли ее, как и мы, их нет «там», что постепенно заставляет и нас покидать тот чудесный мир.
Сновидение — это трюк, подобный тому, что совершил барон Мюнхаузен, вытянув себя из болота за
собственные волосы: мы капля по капле высвобождаемся днем из рутины, чтобы хоть чуть-чуть вдохнуть
живительного кислорода мира снов, и он раскрывает нам новую глубину, делает нас еще чуть более свободными,
мы вновь пытаемся вырваться из рамок быта и снова сны говорят нам, куда и как можно идти. Эта спираль
неизбежно выводит на поверхность из тех «туннелей метрополитена жизни» — линейных, безвыходных,
предопределенных, по которым мы бредем в потемках собственного беспамятства о том мире, где нас больше нет и
который нас учат вопринимать, как игры утомленного сознания, даже не предполагая, что это может быть отчаянная
попытка диалога между «дневным» и «ночным» «я», последнему из которых приходиться прорываться «с боем»,
преодолевая мыслимые и немыслимые барьеры рацио, давно превратившегося из хранителя в охранника-
тюремщика.
Стремление к целостности внутри себя присуще любой системе, и человек не исключение, но тщетные ее
поиски не могут привести хоть к сколько-нибудь положительному результату, если мы непрерывно отталкиваем
свою половину. Пребывая всю жизнь в состоянии «наизнанку», т.е. пытаясь собрать вокруг себя то, что должно
находиться внутри, невозможно понять ни того, кто ты, ни того, зачем и куда ты идешь. Для того чтобы начать
сновидеть, не надо ничего такого, чего бы у нас не было, нужно всего лишь понять необходимость этого
взаимодействия и сделать несколько шагов из мира яви, после чего «тот мир» станет самодостаточным, предоставив
все средства самостоятельно.
Так что же нас держит?
Врата Сновидения

Первые Врата Сновидения
Достигаются тогда, когда удается контролировать процесс засыпания настолько, что переход в сновидение
становится осознанным … или случаются сны «удивительно реалистичные» (так называемые ЬисЫ Игеатз — Ясные
Сновидения), при условии, что в них присутствует понимание, что в данный момент находишься именно в
сновидении. Проходятся тогда, когда удается удерживать во внимании достаточную часть окружающей в
сновидении обстановки, переключать внимание с предмета на предмет, не нарушая целостности картины и не
выпадая в состояние обыкновенного неконтролируемого сна. На этом этапе «сновидимое место» уже не
трансформируется самопроизвольно, и позволяет себя исследовать подобно тому, как это проделывается «наяву»,
когда, оказавшись в незнакомом месте, начинаешь рассматривать, что там имеется.
Вторые Врата Сновидения
Достигаются тогда, когда обретается способность переключаться из одного сновидения в другое —
«просыпаешься» из старого сновидения в новое… или переходишь в него, сфокусировав внимание на каком-нибудь
предмете обстановки первого сновидения. Проходятся тогда, когда обретается способность осознанно, и в
соответствии со своим намерением получать «сновидение внутри сновидения» — заснув в 1м, увидеть внутри него
сон, и осознать себя в нем подобно тому, как протаскивалось осознание в сновидение на этапе 1-х врат.
Третьи Врата Сновидения
Достигаются в тот момент, когда в своем сновидении обнаруживаешь себя-спящего в своей постели (то
есть, сновидишь то самое место, в котором улегся спать в то самое время, когда ты спишь). Иными словами
синхронизируется время в сновидении со временем в мире «наяву». Проходятся тогда, когда, найдя в сновидении
свое спящее тело, можешь продолжать свое путешествие внутри этого сновидения (т.е. того самого, в котором
лежит твое спящее тело). На этом этапе начинается процесс соединения «сновидческой реальности» с «реальностью
повседневности».
Четвертые Врата Сновидения
…на этом этапе тело сновидения может перемещаться в конкретные места повседневного («реального»)
мира, мира сновидения, или мира, существующего только в намерении кого-нибудь другого (или в намерении
сновидящего).
Методы Стивена Лаберже (повествование от первого лица)
Люди, как правило, вполне способны помнить свои сны, если хотят этого, и не вспоминают, если не хотят.
Для многих достаточно просто напомнить себе о желании запомнить сон, перед тем как заснуть. Один из
эффективных способов усилить это намерение — держать рядом с постелью записную книжку и записывать при
каждом пробуждении все, что вы сможете вспомнить из своих сновидений. Чем больше сновидений вы запишете,
тем больше сновидений запомните. Просматривать свои записи полезно еще потому, что чем лучше вы
представляете себе свои сны, тем легче вам распознать сновидение, когда оно происходит.
Безотказный метод для развития способности запоминать сны — привычка спрашивать себя при каждом
пробуждении: «Что мне приснилось?» Это должно стать вашей первой мыслью при пробуждении. Не сдавайтесь
слишком быстро, если в первое время ничего не вспомнится, продолжайте упорно и терпеливо стараться вспомнить,
не двигаясь и не думая больше ни о чем.
Развитие способности вспоминать сны, как и развитие других навыков, иногда происходит медленно.
Важно не разочароваться, если в первое время у вас это не будет получаться. Фактически каждый добивается
успеха, если продолжает практику.
Немецкий психолог Пауль Толи недавно описал разнообразные методы индуцирования осознанных
сновидений. Наиболее эффективный метод состоит в формировании «критически рефлективной установки»
относительно состояния своего сознания с помощью вопроса «Сплю я сейчас или нет?» в состоянии бодрствования.
Важно задавать себе этот вопрос как можно чаще, минимум пять- десять раз в день и в каждой ситуации, которая
выглядит как сон. Еще более желательно задавать себе этот вопрос перед сном и во время засыпания. По словам
Толи, используя эту технику, многие люди добиваются первого осознанного сна в течение месяца, а некоторые — в
первую же ночь.
Я разработал простую технику для поддержания осознания при переходе от бодрствования ко сну. Метод
состоит в своеобразном счете («Раз — я вижу сон, два — я вижу сон» и т.д.), пока не заснешь, сохранив, таким образом,
значительный уровень бодрствования. В результате в какой-то момент, произнося, например, «сорок восемь — я вижу
сон», вы и в самом деле обнаружите, что видите сон!
Важным фактором, влияющим на получение нужных результатов, является использование описанных
методов в определенное время. Трудно бывает войти в состояние осознанного сна в начале цикла, лучше
постараться сделать это поздней ночью, ближе к утру, особенно после пробуждения от сновидения.
Для большинства людей приемлем и другой, более легкий путь достижения осознания во сне: нужно близко
познакомиться со своими сновидениями, узнать, что именно в них делает их сновидениями, и просто постараться
признать, что это сновидение, в то время, когда оно происходит. По- видимому, простого намерения признать, что
ты видишь сон, бывает достаточно для увеличения числа осознанных сновидений.
Простое приказание себе увидеть осознанное сновидение может обеспечить, как минимум, начальную
точку для произвольного их вызывания.
В первые полтора года моих исследований я использовал для индукции осознанных сновидений
самовнушение. Постепенно самонаблюдение привело меня к пониманию, что есть еще и второй психологический
фактор: намерение не забыть о том, что надо осознавать происходящее во время следующего сна. Это уяснение себе
намерения сопровождалось непосредственным увеличением числа осознанных сновидений. После того как я
обнаружил, что память — ключ к осознанию, дальнейшая практика и методические усовершенствования позволили
мне достичь цели: получить метод, благодаря которому я мог надежно вызывать осознанные сновидения.
Техника мнемонического вхождения в осознанное сновидение (МВОС)
Техника мнемонического вхождения в осознанное сновидение, или МВОС, не более сложна или
эзотерична, чем способность помнить о действиях, которые мы собираемся совершить в будущем.
Организуя свои усилия, я говорю: «В следующий раз, когда я увижу сон, я не забуду осознать, что это
сновидение». В предполагаемом действии необходимо точное и ясное понимание того, когда и чего именно я хочу.
Я формировал это намерение либо непосредственно после пробуждения из быстрого сна, либо после
полного пробуждения, как это описано ниже. Для получения желаемого эффекта важно не просто бездумно
проговорить фразу. Надо действительно хотеть получить осознанное сновидение. Вот рекомендуемая процедура:
Ранним утром, когда вы пробудились ото сна, повторяйте свой сон некоторое время, пока не запомните его.
Затем, все еще лежа в постели и собираясь опять заснуть, скажите себе: «В следующий раз, когда я увижу
сон, я не забуду осознать, что это сновидение».
Визуализируйте себя вернувшимся в только что пересказанный сон, но на этот раз постарайтесь помнить,
что вы видите сон.
Повторяйте второй и третий шаги, пока не почувствуете, что ваше намерение четко определено, или пока
не заснете.
Если все пойдет хорошо, вы скоро обретете состояние осознания в очередном сновидении.
Причина, почему рекомендуется делать это ранним утром, состоит в том, что такие сновидения случаются
почти исключительно в утренние часы. Когда я сам научился использовать технику МВОС, я переживал по четыре
осознанных сновидения за ночь и действительно приобретал способность достигать осознания каждый раз, когда
ставил себе это целью.
Техника МВОС хороша для людей с высокой мотивацией и тех, кто умеет хорошо запоминать свои
сновидения.

Добавить комментарий

Закрыть
error: Content is protected !!