Осознанные сновидения

Что такое осознанные сновидения?

Люцидными или осознанными сновидениями называются такие сны, в которых человек понимает, что он спит. Это явление известно многим, но в обыденности никто и никогда не уделял ему особого внимания. Спонтанный и незначительный по своему времени опыт таких снов фактически не интересен.

Но в различных традициях мира существовала (а в некоторых существует и по сей день) совершенно иная культура таких сновидений и сновидений вообще. Такими традициями являются некоторые направления буддизма, традиции северо-американских индейцев, которые представил миру Карлос Кастанеда, культура Синоев.

В этих культурах к сновидениям существует особое отношение. Они воспринимаются как равноправная часть жизни человека, наряду с его бодрствующим состоянием. Люди учатся управлять своими снами, формировать их по своему усмотрению, быть сознательными на новом уровне — уровне своих снов. Подобный подход формирует совершенно иное восприятие реальности в целом.

Человек относится к миру и соотносится с ним уже совершенно иначе, он как бы раскрывает для себя совершенно иную сторону яви — обратную сторону медали бытия.

Западная культура, построенная на парадигме научного познания мира рано или поздно должна была столкнуться с этим явлением. Оценить его значимость. Активными исследованиями осознанных сновидений сегодня занимаются много лабораторий, наиболее известной из которых является Институт люцидных сновидений Стивена Лабержа.

Для современной науки сегодня стоит масса вопросов в отношении осознанных сновидений: каким образом можно обучить людей этому, не опасно ли это для здоровья человека, каким образом рефлексия в сновидении трансформирует личность, миры воспринимаемые во сне — внутреннее или внешнее и много другое.

Почему именно сновидение?

Сновидение — это непревзойденный трамплин в неизвестное, сновидение — это то, без чего невозможно ощутить глубину нашего существования, оно придает осмысленность и направленность всем дневным практикам, выводя нас из пут «обыденного мира», из пут реальности, которая всецело поглотила всю нашу суть, оставив лишь крошечный островок рациональности, на котором способна поместиться лишь одна нога, в то время как существование второй тщательно скрывается от ее владельцев.

Сновидение — это так же естественно для человека, как хождение на двух ногах, но кто нам расскажет, что это возможно. Нас не учат с рождения быть единым со своей «ночной половиной», напротив, нас обучают отталкивать ее как можно дальше, наши родители ничего не знают о существовании иной реальности, точнее они так же забыли ее, как и мы, их нет «там», что постепенно заставляет и нас покидать тот чудесный мир.

Сновидение — это трюк, подобный тому, что совершил барон Мюнхаузен, вытянув себя из болота за собственные волосы: мы капля по капле высвобождаемся днем из рутины, чтобы хоть чуть-чуть вдохнуть живительного кислорода мира снов, и он раскрывает нам новую глубину, делает нас еще чуть более свободными, мы вновь пытаемся вырваться из рамок быта и снова сны говорят нам, куда и как можно идти. Эта спираль неизбежно выводит на поверхность из тех «туннелей метрополитена жизни» — линейных, безвыходных, предопределенных, по которым мы бредем в потемках собственного беспамятства о том мире, где нас больше нет и который нас учат вопринимать, как игры утомленного сознания, даже не предполагая, что это может быть отчаянная попытка диалога между «дневным» и «ночным» «я», последнему из которых приходиться прорываться «с боем», преодолевая мыслимые и немыслимые барьеры рацио, давно превратившегося из хранителя в охранника-тюремщика.

Стремление к целостности внутри себя присуще любой системе, и человек не исключение, но тщетные ее поиски не могут привести хоть к сколько-нибудь положительному результату, если мы непрерывно отталкиваем свою половину. Пребывая всю жизнь в состоянии «наизнанку», т.е. пытаясь собрать вокруг себя то, что должно находиться внутри, невозможно понять ни того, кто ты, ни того, зачем и куда ты идешь. Для того чтобы начать сновидеть, не надо ничего такого, чего бы у нас не было, нужно всего лишь понять необходимость этого взаимодействия и сделать несколько шагов из мира яви, после чего «тот мир» станет самодостаточным, предоставив все средства самостоятельно.

Так что же нас держит?

Врата Сновидения

Первые Врата Сновидения

Достигаются тогда, когда удается контролировать процесс засыпания настолько, что переход в сновидение становится осознанным… или случаются сны «удивительно реалистичные» (так называемые Lucid Dreams — Ясные Сновидения), при условии, что в них присутствует понимание, что в данный момент находишься именно в сновидении. Проходятся тогда, когда удается удерживать во внимании достаточную часть окружающей в сновидении обстановки, переключать внимание с предмета на предмет, не нарушая целостности картины и не выпадая в состояние обыкновенного неконтролируемого сна. На этом этапе «сновидимое место» уже не трансформируется самопроизвольно, и позволяет себя исследовать подобно тому, как это проделывается «наяву», когда, оказавшись в незнакомом месте, начинаешь рассматривать, что там имеется.

Вторые Врата Сновидения

Достигаются тогда, когда обретается способность переключаться из одного сновидения в другое — «просыпаешься» из старого сновидения в новое… или переходишь в него, сфокусировав внимание на каком-нибудь предмете обстановки первого сновидения. Проходятся тогда, когда обретается способность осознанно, и в соответствии со своим намерением получать «сновидение внутри сновидения» — заснув в 1-м, увидеть внутри него сон, и осознать себя в нем подобно тому, как протаскивалось осознание в сновидение на этапе 1-х врат.

Третьи Врата Сновидения

Достигаются в тот момент, когда в своем сновидении обнаруживаешь себя-спящего в своей постели (то есть, сновидишь то самое место, в котором улегся спать в то самое время, когда ты спишь). Иными словами синхронизируется время в сновидении со временем в мире «наяву». Проходятся тогда, когда, найдя в сновидении свое спящее тело, можешь продолжать свое путешествие внутри этого сновидения (т.е. того самого, в котором лежит твое спящее тело). На этом этапе начинается процесс соединения «сновидческой реальности» с «реальностью повседневности».

Четвертые Врата Сновидения

…на этом этапе тело сновидения может перемещаться в конкретные места повседневного («реального») мира, мира сновидения, или мира, существующего только в намерении кого-нибудь другого (или в намерении сновидящего).

Методы Стивена Лаберже (повествование от первого лица)

Люди, как правило, вполне способны помнить свои сны, если хотят этого, и не вспоминают, если не хотят. Для многих достаточно просто напомнить себе о желании запомнить сон, перед тем как заснуть. Один из эффективных способов усилить это намерение — держать рядом с постелью записную книжку и записывать при каждом пробуждении все, что вы сможете вспомнить из своих сновидений. Чем больше сновидений вы запишете, тем больше сновидений запомните. Просматривать свои записи полезно еще потому, что чем лучше вы представляете себе свои сны, тем легче вам распознать сновидение, когда оно происходит.

Безотказный метод для развития способности запоминать сны — привычка спрашивать себя при каждом пробуждении: «Что мне приснилось?» Это должно стать вашей первой мыслью при пробуждении. Не сдавайтесь слишком быстро, если в первое время ничего не вспомнится, продолжайте упорно и терпеливо стараться вспомнить, не двигаясь и не думая больше ни о чем.

Развитие способности вспоминать сны, как и развитие других навыков, иногда происходит медленно. Важно не разочароваться, если в первое время у вас это не будет получаться. Фактически каждый добивается успеха, если продолжает практику.

Немецкий психолог Пауль Толи недавно описал разнообразные методы индуцирования осознанных сновидений. Наиболее эффективный метод состоит в формировании «критически рефлективной установки» относительно состояния своего сознания с помощью вопроса «Сплю я сейчас или нет?» в состоянии бодрствования. Важно задавать себе этот вопрос как можно чаще, минимум пять-десять раз в день и в каждой ситуации, которая выглядит как сон. Еще более желательно задавать себе этот вопрос перед сном и во время засыпания. По словам Толи, используя эту технику, многие люди добиваются первого осознанного сна в течение месяца, а некоторые — в первую же ночь.

Я разработал простую технику для поддержания осознания при переходе от бодрствования ко сну. Метод состоит в своеобразном счете («Раз — я вижу сон, два — я вижу сон» и т.д.), пока не заснешь, сохранив, таким образом, значительный уровень бодрствования. В результате в какой-то момент, произнося, например, «сорок восемь — я вижу сон», вы и в самом деле обнаружите, что видите сон!

Важным фактором, влияющим на получение нужных результатов, является использование описанных методов в определенное время. Трудно бывает войти в состояние осознанного сна в начале цикла, лучше постараться сделать это поздней ночью, ближе к утру, особенно после пробуждения от сновидения.

Для большинства людей приемлем и другой, более легкий путь достижения осознания во сне: нужно близко познакомиться со своими сновидениями, узнать, что именно в них делает их сновидениями, и просто постараться признать, что это сновидение, в то время, когда оно происходит. По-видимому, простого намерения признать, что ты видишь сон, бывает достаточно для увеличения числа осознанных сновидений.

Простое приказание себе увидеть осознанное сновидение может обеспечить, как минимум, начальную точку для произвольного их вызывания.

В первые полтора года моих исследований я использовал для индукции осознанных сновидений самовнушение. Постепенно самонаблюдение привело меня к пониманию, что есть еще и второй психологический фактор: намерение не забыть о том, что надо осознавать происходящее во время следующего сна. Это уяснение себе намерения сопровождалось непосредственным увеличением числа осознанных сновидений. После того как я обнаружил, что память — ключ к осознанию, дальнейшая практика и методические усовершенствования позволили мне достичь цели: получить метод, благодаря которому я мог надежно вызывать осознанные сновидения.

Техника мнемонического вхождения в осознанное сновидение (МВОС)

Техника мнемонического вхождения в осознанное сновидение, или МВОС, не более сложна или эзотерична, чем способность помнить о действиях, которые мы собираемся совершить в будущем.

Организуя свои усилия, я говорю: «В следующий раз, когда я увижу сон, я не забуду осознать, что это сновидение». В предполагаемом действии необходимо точное и ясное понимание того, когда и чего именно я хочу.

Я формировал это намерение либо непосредственно после пробуждения из быстрого сна, либо после полного пробуждения, как это описано ниже. Для получения желаемого эффекта важно не просто бездумно проговорить фразу. Надо действительно хотеть получить осознанное сновидение. Вот рекомендуемая процедура:

Ранним утром, когда вы пробудились ото сна, повторяйте свой сон некоторое время, пока не запомните его.

Затем, все еще лежа в постели и собираясь опять заснуть, скажите себе: «В следующий раз, когда я увижу сон, я не забуду осознать, что это сновидение».

Визуализируйте себя вернувшимся в только что пересказанный сон, но на этот раз постарайтесь помнить, что вы видите сон.

Повторяйте второй и третий шаги, пока не почувствуете, что ваше намерение четко определено, или пока не заснете.

Если все пойдет хорошо, вы скоро обретете состояние осознания в очередном сновидении.

Причина, почему рекомендуется делать это ранним утром, состоит в том, что такие сновидения случаются почти исключительно в утренние часы. Когда я сам научился использовать технику МВОС, я переживал по четыре осознанных сновидения за ночь и действительно приобретал способность достигать осознания каждый раз, когда ставил себе это целью.

Техника МВОС хороша для людей с высокой мотивацией и тех, кто умеет хорошо запоминать свои сновидения.

АСТРАЛЬНАЯ ПРОЕКЦИЯ Астральной проекцией называется выделение (выход) астрального тела из физического. В обычном состоянии оба эти тела совмещены, но почти каждую ночь астральное тело отделяется от физического (в состоянии сна). Можно научиться выходить из тела осознанно, при этом не будет теряться контроль и запоминание астральных путешествий (как это происходит во сне). Для того, чтобы лучше ознакомиться с информацией по астральной проекции, настоятельно рекомендуется прочитать три книги Роберта Монро — выдающегося исследователя в области внетелесных переживаний: «Путешествия вне тела», «Далекие путешествия» и «Окончательное путешествие».

Одно из главных препятствий на пути обучающихся — страх. Многие боятся, что могут умереть или что им может быть причинен какой-то ущерб во время их путешествия. Ничего не может быть дальше от правды. Кентерберийский институт, известный своими оккультными исследованиями, проводил эксперимент с выделением астрального тела, в котором участвовало более 2000 человек. Никто из них не пострадал от этого, и позже также никто не столкнулся с новыми проблемами.

Во-первых, вам следует заранее уяснить, что, став на этот путь, нельзя вернуться назад — если вы сумеете овладеть астральной проекцией, она раз и навсегда станет частью вашей жизни. Во-вторых, наилучшим выходом при встрече во время опытов со странными вещами будет их изучение. Вам придется научиться контролировать ситуации, возникающие в астральном мире, и контролировать свой страх.

Прежде всего необходимо признать существование страха и встретиться с ним лицом к лицу. Тогда, победив его, вы сможете чувствовать себя в астральном мире хозяином и его проявления не будут иметь над вами власти.

Какой бы ни казалась пугающей практика выхода из тела, сами внетелесные путешествия обычно не несут в себе ничего страшного. Скорее они наполнены ощущением мира и счастья и могут испугать только тех, кто не понимает, что с ними происходит. В основном это просто страх перед неизвестным. Любой человек чувствует себя неуютно, попав в новое окружение, в котором господствуют другие, неизвестные ему законы. Однако вы поймете, что бояться в астральном мире нечего, когда познакомитесь с нижеследующими правилами.

Правило 1. Содержание вашего опыта определяется тем, во что вы верите.

Правило 2. Отличия в эмоциональной окраске любой ситуации создаются вашим к ней отношением. Если вы относитесь к астральному миру негативным образом, скорее всего ваши путешествия не доставят вам удовольствия. Если же вы настроены позитивно, приключения в астральном мире будут приятными и захватывающими.

Правило 3. Никакой дух не сможет завладеть вашим телом, пока вы в астрале.

Правило 4. Не существует таких существ, как «демоны».

Правило 5. Вы не сможете потеряться в астральном мире или утратить связь со своим телом.

Правило 6. Единственное, чего вам необходимо опасаться, — это само чувство страха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди вышеперечисленных веществ и препаратов можно выделить психоделики, особенно, учитывая достаточную степень их безопасности для организма (LSD, DMT, 2CB, псилоцибин, мескалин и т.д.) как мощный инструмент:

для духовного роста (при надлежащем их использовании), для глубинных поисков себя, своего внутреннего «Я»;

для общения с духами, с жителями параллельных миров, архетипическими созданиями, с душами умерших людей (Станислав Гроф приводил в своих книгах несколько реальных примеров такого общения с доказательствами, многие люди рассказывали, что с ними было подобное, не только от принятия психоделика, но также во время комы);

для изучения мира, различных аспектов его пространственно-временного континуума (книги С. Грофа «Холотропное сознание» и «Космическая игра» наглядно демонстрируют примеры переживаний людьми различных ситуаций, прожитых другими людьми) для изучения животного, растительного и неживого мира – во время сеансов LSD-терапии многие люди переживали отождествление с тем или иным животным (или растением (деревом) и даже неорганическим веществом вроде камня!) и описывали свои ощущения после этого – эксперты-зоологи и биологи с удивлением подтверждали правдивость этих описаний для нахождения ответов на многие вечные вопросы – во время действия психоделиков человеку иногда даются очень важные открытия для понимания и переживания процесса рождения и смерти, проходя через такие кризисные ситуации, человек начинает понимать основные принципы жизни и существования сознания как первичного элемента во вселенной

Некоторые диссоциативы, такие как кетамин, DXM, PCP также хорошо могут показать человеку внутреннюю сторону его самого, но этот опыт может стать несколько страшным и неприятным для исследователя. Переживание смерти может произойти под диссоциативами. Хорошей чертой является то, что диссоциативы могут на время отделить сознание от тела, или могут разделить, раздробить личность на множество осколков и устроить между этими кусочками сознания общение, в ходе которого человек сможет узнать о себе много нового и интересного. Однако нельзя забывать про определенные опасности при применении этих серьезных веществ, например, то, что для трипа крайне важно присутствие трип-ситтера, надлежащая обстановка и состояние души и тела (сет и сеттинг).

В отличие от этих веществ, дурман, противопаркинсонические средства (циклодол, паркопан), тарен могут быть значительно опасней именно с физиологической точки зрения – эти вещества относятся к холинолитикам, и способны влиять на многие функции организма, в том числе на зрение, память и т.д. Применение их может быть опасным для организма. Мандрагора – очень таинственное и мистическое растение, ее корень также вызывает массу физиологических изменений во время трипа и в последующие несколько дней. Эксперименты с ней грозят сумасшествием, хотя нельзя исключить ее полезное свойство – расшатывать «точку сборки» (термин из книг Карлоса Кастанеды).

Про марихуану говорят много и давно. Определить, что правда, что нет, довольно сложно. Можно лишь сказать, что марихуана имеет медицинское применение в Голландии и близится легализована в некоторых штатах США и в Канаде. Марихуана имеет специфичное действие на организм, которое может быть полезным в ряде заболеваний. Тем более что исследования фармакологических свойств веществ, входящих в марихуану еще до сих пор не изучены полностью.

Закрыть
error: Content is protected !!